НАША ВЕРСИЯ 2019© | Нижний Новгород

Из жизни кадра не выбросить

 

Это название документального фильма, показ которого состоялся в феврале 2013 года в киноклубе «Архикино» в Главархиве Москвы. Его аннотация немногословна: «Фильм о большой и яркой судьбе талантливого человека, о единственном в Москве фронтовом кинооператоре, дожившим до наших дней, Борисе Александровиче Соколове».

 

Борис Александрович Соколов – один из 258 кинооператоров, снимавших события Второй Мировой войны. Несколько дней назад, 16 января, в возрасте 99 лет он ушел из жизни. Но память о нем будет вечна, ведь он вошёл в историю как человек, глазами которого мы можем увидеть страшную войну.

 

Борис Соколов родился в 1920 году в Петрограде. После окончания в 1941 году операторского факультета ВГИКа был направлен на преддипломную практику на Центральную студию кинохроники, там же познакомился со старшими коллегами по цеху и наб11рался первого операторского опыта.

 

В июне 1941 года на киностудии шла подготовка к съёмкам фильма «Город в обороне». С группой фильма Борис выехал на экспедицию в город Коломну, где на 22 июня намечался первый съёмочный день. Однако из-за войны от работы над фильмом пришлось отказаться.

В сентябре 1941 года с киностудией эвакуировался через Куйбышев (ныне — Самара) в Казахстан, где продолжил работу на Алма-Атинской студии кинохроникально-документальных фильмов.

 

 

Борис Александрович вспоминал:

 

«На Алма-Атинской студии я проработал до 1944 года. Все время просился на фронт, но ответ был такой: «Пока не представляется возможным». Потом в одной из групп освободилось место, так я попал на 1-й Белорусский фронт.

Только в 1944-м наконец-то получил телеграмму с решением отправить меня на фронт — практически в конце войны. Но это я сейчас так говорю, тогда-то мы не знали — конец, не конец. Это был последний набор во фронтовые киногруппы. Я попал в киногруппу 1-го Белорусского фронта и встретился там со своим однокурсником Мишей Посельским, с которым мы очень дружили.
Камера тогда весила от 3 до 3,5 кг, к ней прилагались несколько запасных кассет по 500 г каждая — «бобышки», как называли их сами операторы. Одной бобышки хватало на одну минуту съемки, поэтому аппарат все время приходилось перезаряжать — в темном мешке, чтобы не засветить уже отснятые кадры.
Слабая чувствительность пленки позволяла работать только днем, в лучшем случае до сумерек, из-за этого ночная война осталась за кадром и не сохранилась для истории. Но даже те материалы, что удавалось снять и доставить в Москву, их авторы никогда не видели.»

Борис Александрович снимал бои в Польше, Германии, затем был направлен оператором на Забайкальский фронт. В мае 1945 года Соколову вместе с оператором Михаилом Посельским пришлось снимать берлинскую тюрьму, а в ней отдельно камеру пыток и казней. Заснятые ими кадры с гильотиной в камере пыток включил позднее в свой фильм «Иваново детство» режиссёр Андрей Тарковский, сделав её символом мученической смерти 12-летнего главного героя. Сам же оператор обнаружил свои кадры, просматривая картину талантливого режиссёра.

 

Отснятые капитаном Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли во многие документальные фильмы, в частности, «Знамя победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и другие.  Он был одним из тех, кто участвовал в съёмках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии и знаменитых кадров с водружением Знамени Победы над рейхстагом. 

 

«Знаменитые кадры с водружением Знамени Победы над рейхстагом — это инсценировка факта, - вспоминал Борис Александрович, - В реаль­ности-то водружали его ночью. А снимали все уже днем, в повторе. Двум операторам — Мише Шнейде­рову и Ване Панову — выделили людей, которые участвовали в боях. И эти солдаты перед камерой повторили то, что уже сделали ночью.»

После войны Борис Александрович работал на Литовской студии кинохроники и на «Мосфильме», потом более 20 лет руководил операторами на центральном телевидении.

 

22 июня 2016 года в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе Борису Александровичу Соколову была вручена награда «Солдат Истории». Эта награда вручалась за вклад в изучение, сохранение и популяризацию истории нашей Родины.

 

Сегодня по телевизору часто показывают кадры военной хроники. Но сразу можно узнать, где снимали немецкие операторы, а где наши. Борис Александрович говорил:

«Немцы снимали войну как прогулку по Европе с закатанными рукавами – легкую и непринужденную. А наша задача была – показать тяжесть войны. И в госпиталях мы снимали – как оперируют раненых солдат, и даже похороны. Но в каждом кадре старались показать: да, тяжело, но «наше дело правое – мы победим».

Все военные кинооператоры вместе со всей страной выдержали все невзгоды Великой Отечественной войны. Их вклад в победу над врагом огромен. Если бы они не были бы свидетелями нашего отступления на восток страны, остановки на Волги, самой первой победы под Москвой, и переломного 43 года страна никогда бы не смогла понять какой ценой досталась победа.

Теги:

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Есть люди, которые лучше всех умеют мечтать. Вы на...

December 11, 2019

"Информ_плюс" - специальный проект медиакоманды об...

"Информ_плюс" - специальный проект медиакоманды об...

- "Это откудова это к нам такого красивого дяденьк...

"Завоевал сердца миллионов"

История этого Театра на...

Федеральная программа "Ты решаешь!"

Ассоциация воло...

Дорогой друг!
Перед тобой - дайждест материалов, п...

November 30, 2019

"От_идеи_к_действию" - специальный проект медиаком...

Осень - такая таинственная, яркая и дождливая, со...

November 25, 2019

"От_идеи_к_действию" - специальный проект медиаком...

Please reload