"ПОЧУВСТВОВАТЬ - ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ ПОНЯТЬ"

10.04.2019

Эти слова принадлежат Александру Николаевичу Афиногенову. Его имя не так уж и часто встречается в учебниках по литературе, о нем мало говорят, мало пишут, но это самый настоящий "мастер слова", русский драматург. Несколько дней назад ему бы исполнилось 115 лет.

Родился Александр Афиногенов 4 апреля 1904 года в Скопине Рязанской области. Отец - железнодорожный служащий, впоследствии – талантливый писатель под псевдонимом Н. Степной.

 

Юность Афиногенова тесно связана с событиями революции и Гражданской войны, заставшими его в родном селе, где он вступил в комсомол и активно участвовал в общественных делах. Именно в это время Александр Николаевич приобретает такие качества, как стремление вперед, трудолюбие и храбрость, умение постоять за светлое будущее своей Родины. Встретил Октябрьскую революцию в 13-летнем возрасте. В 16 лет он был в первых рядах коммунистической молодежи, а уже в 18 вступил в партию. Здесь же проявился его интерес к сценическому искусству: в местной газете "Власть труда" сам печатал отзывы на спектакли местного театра.

После окончания школы Афиногенов решил пойти по стопам отца, и юный талант поступает в Московский институт журналистики, где и разгорается его литературная жизнь.

 

Оторванность от теории жизни

 

Его творческой колыбелью стал Пролеткульт, заказавший ему пьесу "Роберт Тим" — о разрушителях машин в Англии 18 века. Несколько лет Афиногенов находился, по его словам, в роли "присяжного драматурга", что ясно говорило о его юношеской симпатии к "левому" искусству. На сцене Театра Пролеткульта в течение 1926 года были поставлены его пьесы "По ту сторону щели", "На переломе", "В ряды", "Малиновое варенье", которые завладели вниманием зрителей. И дальше, наверное, успех, цветы и слава? Нет. Осознание оторванности от теории жизни. Это было четко видно в 1928 году в пьесах "Волчья тропа" и "Черный яр"

 Александр Николаевич горел желанием создать драматургию, в которой показываются настоящие простые человеческие чувства. И это случилось. 1929 год. Пьеса "Чудак".

 

В ее создании писатель впервые шел не от "идеи", а от живого и неповторимого человеческого характера - образ Бориса Волгина. Наивный молодой "чудак", энтузиаст, нарушивший по своей инициативе привычный ход дел на фабрике и поставивший себя в разногласие с ее руководством, оказался настоящим открытием драматурга.

 

Следующей пьесой Афиногенова стало произведение "Страх", с ее ярко выраженной идеологической окраской напоминала скорее о горьковских драматургических принципах. С 1931 года своеобразное переплетение чеховского и горьковского начал станет характерной особенностью творчества Афиногенова.

В центре пьесы — образ профессора Бородина, руководителя института физиологических стимулов, создавшего «лабораторию людского поведения». Его цель — доказать невозможность жить без любви, голода, гнева и страха. Слова Бородина о том, что "мы живем в эпоху великого страха", имели безусловную опору в самой жизни. Максим Горький оценил пьесу "Страх" как "крупный шаг вперед" в творчестве Афиногенова.

 

В 1931 году Александр Николаевич выпустил книгу «Творческий метод театра». Эта книга, наряду с дневниками и записными книжками писателя, отразила его нужду осмыслить уже пройденный путь.

 

Ложь

 

Настоящее потрясение пережил Афиногенов с пьесой "Ложь", посланной им в 1933 году на отзыв И.В. Сталину и жестоко раскритикованной последним. Тут же был вынесен и приговор: "Пускать пьесу в таком виде нельзя".

 То, что Александр Николаевич обратился к генеральному секретарю, рассказав о мучительных сомнениях по поводу пьесы и затронутых в ней проблем. Главная из них показана в самом названии произведения: ложь, проникшая не только в быт, но и во все сферы жизни общества. Пьеса создавалась в обсуждении с Н.Погодиным, автором "Моего друга", где главный герой сознательно шел на обман государства ради интересов производства. То же самое делает и Виктор в пьесе "Ложь", но автор не одобряет таких действий, потому что они ведут к разрушительным нравственным последствиям.

 

Вместе с тем проблема лжи поставлена у Афиногенова гораздо шире: он разглядел в общественной жизни проявление опасного явления – клеветы. Чем же она опасна? Это разрушение репутаций, человеческих судеб, совершение служебных карьер. Эту тему полностью развить драматургу не удалось.

Один из самых привлекательных персонажей пьесы - Нина Ковалева, непримиримая ко всякой лжи, сама пострадавшая от злого обвинения, в самый сложный момент "забывает" о своих принципах и готова солгать ради спасения соглашателя Накатова. На этот поступок обратил внимание и писатель М.Горький, которому пьеса также была послана на отзыв. Он же отметил и излишне печальный настрой произведения. Основываясь на критических замечаниях Сталина и Горького, Афиногенов переделал пьесу, но и во втором варианте она не порадовала вождя. Первая ее публикация стала возможной лишь много лет спустя.

 

Неудача с "Ложью" породила у Афиногенова чувство растерянности, неуверенности в своих силах, желание обойтись в творчестве "без политики". Итогом его поездки на Беломорканал в составе большой группы писателей была пьеса "Портрет". Но она не стала достижением драматурга, хотя в какой-то степени помогла ему преодолеть душевные трудности.

 

Железная дорога

 

Настоящую полноту творческого дыхания Афиногенов обрел в 1935 году в драме “Далекое”.

Идея пьесы проста: жизнь обычного железнодорожного разъезда не менее интересна, чем славные и всенародно известные дела стахановцев и строителей Магнитки, спасателей челюскинцев и покорителей стратосферы. Не только Москва, но и расположенный за многие тысячи километров от нее маленький разъезд "тоже является точкой приложения творческих сил".

Драматургу удалось убедить в своей идее зрителя благодаря целому ряду удачно созданных сценических характеров. В то же время образ комкора Малько, как бы осчастливившего своей случайной остановкой разъезд Далекое и его обитателей, не избежал идеализации. Максим Горький считал, что ему необходим "хотя бы маленький недостаточек", сколько та благотворная роль, которую он играет в судьбе каждого жителя разъезда.

 

В пьесе "Салют, Испания!", написанной в 1936 году, Афиногенов сделал неожиданный поворот к жанру героико-романтической драмы. Несмотря на ее бурный сценический успех, она не выходит за рамки быстрого отклика на значительные международные события.

Испытание

 

1937 год стал поистине "черной" датой в жизни Александра Николаевича. По ложному доносу исключен из партии, пьесы его были сняты с репертуара. Ситуация, воспроизведенная им ранее в пьесе "Ложь", стала его жизнью. В дни тяжких испытаний он сполна ощутил себя броменом, оставшись наедине со своим дневником.

16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесённую им защитительную речь: "Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране, - и сделали из этого посмешище".

 

Через год Афиногенов был восстановлен в партии. В его дневнике можно найти такую запись: "Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости, считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую забывчивость".

 

"Машенька"

 

Александр Николаевич вернулся к своему любимому делу. Он пробовал свои силы то в исторической теме (пьеса "Москва, Кремль"), то в современной ("Мать своих детей"), работал над продолжением драмы "Далекое" и задуманного ранее романа "Три года". Долгое время ему не удавалось восстановить творческое самочувствие и заново обрести свой истинный путь. Лишь в лирической комедии "Машенька" читатели и зрители вновь встретились с настоящим Афиногеновым, погруженным в желанную для него стихию "непосредственного творчества". Самая задушевная и жизнеспособная из его пьес, она была подготовлена всем предшествующим опытом автора, включая и пережитую им личную драму 1937 года. Здесь с новой силой открылась неизменная ценность простых человеческих чувств.

По словам Афиногенова, он пришел к пьесе "Машенька" "от страстного желания побыть среди хороших людей, полных чистых чувств, благородных намерений, сердечной теплоты и подлинной дружбы". Эти проявления «человеческого в человеке» писатель показал в полную меру своего таланта на примере взаимоотношений профессора Окаемова и его внучки Маши, идущих нелегким путем навстречу друг другу. Чутьем драматурга Афиногенов безошибочно угадал, что трудный, но вполне преодолимый путь ученого старика и его внучки к взаимопониманию есть одновременно и путь к сердцу зрителя. Убедительным подтверждением тому явился спектакль Театра им. Моссовета, ставший общепризнанным литературно-театральным событием тех лет. Этой пьесе Афиногенова суждена была долгая и счастливая сценическая жизнь.

 

Последним произведением Афиногенова стала драма на "оборонную" тему "Накануне", начатая им за несколько месяцев до Великой Отечественной войны и законченная в августе 1941 года. Вскоре после этого жизнь писателя внезапно оборвалась: он погиб в Москве от фашистской бомбы. Произошло это 29 октября 1941 года

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Обычная прогулка по лесу или поход за грибами може...

Профессия врача - одна из самых старых в мире, име...

Все большую популярность набирает концепция Zero W...

Ну вот и наступило лето - лучшее время для путешес...

Великие полководцы России. Сколько всего существов...

Как бы вы поступили, если бы увидели утопающего че...

Ежегодно Россию посещают миллионы иностранных тури...

Грустите на самоизоляции? Уже перечитали все книги...

Прекрасный режиссёр и актёр Леонид Быков в 1974 го...

Пришло долгожданное лето, а вместе с ним и вопрос,...

Please reload

НАША ВЕРСИЯ 2019© | Нижний Новгород